Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«ОРЕНБУРГСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
53, С. 162-165 опубликовано: 14 июля 2023г.


«ОРЕНБУРГСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»

Офиц. издание Оренбургской епархии, разрешенное 1 сент. 1872 г. указом Святейшего Синода № 1708 по ходатайству еп. Митрофана (Вицинского), поданному 12 нояб. 1871 г. Инициатором создания журнала был секретарь Оренбургской духовной консистории И. И. Евфимовский-Мировицкий. «О. е. в.» выходили в Оренбурге с 1 янв. 1873 по 31 марта 1917 г.: в 1873-1906 гг.- 2 раза в месяц, в 1907-1916 гг.- еженедельно, в 1917 г. вышло 12 номеров. Журнал имел общую годовую пагинацию, с № 1 за 1873 г. по № 2 за 1889 г. пагинация официальной и неофициальной частей была совместной, а затем раздельной.

Редакторами офиц. части были прот. Василий Ольшанский (1873. № 1-20), секретарь консистории Евфимовский-Мировицкий (1873. № 21 - 1875. № 4), прот. Стефан Семёнов (1875. № 5 - 1881. № 14; с № 3 за 1880 совм. с прот. Н. Сперанским), смотритель ДУ прот. Николай Сперанский (1880. № 3 - 1883), ректор ДС прот. Феодор Дмитровский (1884-1889. № 2), член консистории свящ. Геннадий Никольский (1889. № 3 - 1892. № 18; с № 3 за 1889 по № 24 за 1891 совм. с секретарем консистории Н. Е. Томашевским), секретарь консистории В. А. Александровский (1892. № 19 - 1896. № 2), преподаватель духовной семинарии С. С. Никольский (1896. № 3 - 1911. № 9), прот. Александр Архангельский (1911. № 10 - 1914. № 25), секретарь консистории Х. Ф. Говядовский (1914. № 26/27 - 1916. № 39/40), ректор ДС архим. Варлаам (Новгородский; впосл. епископ Соликамский; 1916. № 41/42 - 1917. № 1/2, и. о. редактора), и. о. секретаря консистории И. И. Архангельский (1917. № 3/4 - 11/12).

Редакторами неофиц. части были Евфимовский-Мировицкий (1873. № 1-20), прот. С. Семёнов (1873. № 21 - 1881. № 14; с № 3 за 1880 совместно со Сперанским), прот. Н. Сперанский (1880. № 3 - 1883), прот. Ф. Дмитровский (1884-1889. № 2), преподаватель семинарии Н. П. Израильский (1889. № 3 - 1895), С. С. Никольский (1896-1911. № 9), прот. А. Архангельский (1911. № 10 - 1914. № 25), свящ. Феодор Борнуков (1914. № 26/27 - 1915. № 10/11), еп. Серафим (Александров; впосл. митрополит Казанский; 1915. № 12 - 1916. № 11/12, и. о. редактора), Говядовский (1916. № 13/14 - 39/40, временно и. о. редактора), архим. Варлаам (Новгородский; 1916. № 41/42 - 1917. № 9/10), последний номер (1917. № 11/12) за редактора подписал инспектор семинарии Н. М. Чернавский. С 1896 г. по воле еп. Николая (Адоратского) изданием «О. е. в.» заведовал редакционный комитет в составе председателя, редактора, казначея и корректора.

Согласно утвержденной Синодом программе, в офиц. части помещались указы Синода, распоряжения Хозяйственного управления, Духовно-учебного комитета и др., узаконения и распоряжения о духовенстве, сведения об определении, увольнении, о перемещении и награждении священно- и церковнослужителей, протоколы училищных съездов, годовые училищные отчеты, списки служащих по духовно-училищному ведомству и разрядные списки учащихся, а также отражалась деятельность благочиннических съездов, епархиального попечительства о бедных духовного звания, приходских попечительств и братств. В неофиц. части должны были помещаться слова, речи, катехизические беседы и апологетические статьи о расколе, описания обращения в Православие иноверцев и раскольников, необычные явления в жизни приходов; описания мест и событий, имеющих значение для местной церковной жизни, сообщения о религ. заблуждениях, суевериях, примечательных обычаях и др., объявления о полезных книгах для учащихся и духовенства.

Намеченная программа не всегда выполнялась в полной мере: в 1873-1883 гг. в издании преобладала офиц. часть, в к-рой помещались документы общецерковного значения (напр., уставы духовных учебных заведений), а также обширные извлечения из отчетов синодального обер-прокурора и известия о происшествиях в епархии; в неофиц. часть регулярно включали поучения прот. С. Семёнова и др. духовных лиц, а также публицистические заметки еп. Митрофана, немногочисленные краеведческие материалы и стихотворения местных священников (Михаила Русанова, Андрея Невзорова и др.). С 1884 г., после открытия Оренбургской ДС, публикации «О. е. в.» стали значительно разнообразнее: помимо преподавателей семинарии, 3 духовных уч-щ епархии и местного духовенства в «О. е. в.» присылали исследования сотрудники из семинарий других епархий и КазДА (М. П. Ронгинский, П. К. Жузе, Я. Д. Коблов и др.), а также местные светские краеведы (Р. Г. Игнатьев, Г. Е. Королёв-Антошечкин, В. Н. Витевский). С 1896 г. редакция журнала акцентировала внимание на местной церковной истории; за неск. лет было напечатано более 25 историко-статистических описаний церквей и приходов, большинство из них было составлено Н. М. Чернавским, диак. Иоанном Невским, свящ. Максимом Худоносовым.

Среди публикаций богословского характера неофиц. части примечательны статьи по Свящ. Писанию: «Изъяснительное изложение послания ап. Павла к Галатам» А. С. Казанского (1889. № 5. С. 111-124; № 10. С. 257-268; № 11. С. 295-306), «Анализ учения св. ап. Павла о несостоятельности ветхозаветного закона» В. И. Обухова (1890. № 5. С. 145-153; № 6. С. 189-198), «Опыт изъяснения апостольских посланий» прот. Ф. Дмитровского (1896. № 6-9, 11-15, 17, 19-21, 23, 24; 1897. № 1-3, 6-11, 13, 14/15, 17, 21-24), «Прещение ветхозаветных пророков на недостойных пастырей» прот. Иосифа Кречетовича (впосл. обновленческий митрополит Крымский; 1900. № 3. С. 94-101; № 4. С. 140-150), «Многочисленность обитаемых миров с библейской точки зрения» А. М. Кремлёвского (1901. № 3. С. 104-114; № 4. С. 155-163); по патристике: «Жизнь и пастырская деятельность св. Василия Великого» Н. П. Израильского (1889. № 4, 6, 12, 16, 18), «Проповеди и нравоучительные сочинения св. Тихона Задонского» Ф. Акимовича (1890. № 2, 3, 7, 8, 10, 17-19, 21, 23, 24); по нравственному богословию и аскетике: «Письма к готовящемуся принять монашество» (1881. № 19. С. 674-684; № 20. С. 715-734; № 21. С. 776-782) и «О препятствиях, встречающихся на пути к нравственному совершенствованию» (1881. № 22. С. 830-836; № 23. С. 901-906; № 24. С. 956-965) еп. Вениамина (Быковского); по литургике: «Об отношении христианского богослужения к иудейскому» А. Васильева (1889. № 3. С. 12-34), «О значении колокольного звона в православной русской церкви» свящ. М. Худоносова (1900. № 23. С. 873-881; № 24. С. 925-930). По рукописи была опубликована каноническая заметка еп. Иринея (Фальковского) «О степенях родства всех видов для правильного разбора их при совершении таинства брака» (1876. № 14-18).

Множество миссионерских публикаций посвящено истории и состоянию старообрядческого раскола, напр. «Краткий очерк истории книжных исправлений на Руси до патриарха Никона» Н. И. Полетаева (1890. № 7. С. 237-245; № 8. С. 269-279; № 10. С. 326-333; № 11. С. 352-363), «Краткий очерк единоверия» Д. С. Медведева (1900. № 8-24), «Беседа о единоверии» М. И. Головкина (1901. № 1. С. 9-16; № 2. С. 58-63), а также сектантству, в частности хлыстовству, напр. ««Люди Божии» в Оренбургской епархии» свящ. Павла Словохотова (1880. № 18-24), «Письмо о хлыстовщине» Иглицкого (псевдоним прот. Андрея Невзорова; 1881. № 20-24; 1882. № 1), «Очерки оренбургской хлыстовщины» Головкина (1897. № 18-24; 1898. № 1-3, 19-23; 1899. № 2-4), «Оренбургская хлыстовщина за последнее время и пастырские против нее меры» Н. М. Гринякина (1901. № 8/9. С. 330-339; № 10. С. 380-386), «О хлыстах» К. Уварова (1913. № 38. С. 726-732).

Немало статей посвящено истории мусульманства и его обличению: «Чтения по истории мухаммеданства» А. Васильева (1889. № 7/8. С. 200-208; № 12. С. 346-356), «Мухаммеданское учение о смерти» (1891. № 24. С. 865-874; 1892. № 1. С. 7-21) и «Зависимость мнимо-божественных откровений Корана от обстоятельств жизни Мухаммеда» (1895. № 17. С. 500-513; № 18. С. 542-553) Ронгинского, ««Миградж» (путешествие Мухаммеда по небесам)» свящ. Т. Чижова (1894. № 4-6, 8, 12, 13, 17, 19), «Православный миссионер в киргизских аулах Тургайской области» свящ. Феодора Соколова (1894. № 8-11; 1895. № 20, 23, 24; 1896. № 1, 3, 5, 8), «Вопрос о Коране в исламе» Жузе (1897. № 5. С. 216-229; № 6. С. 264-274), «Время появления христиан среди киргиз Тургайской области» А. Добросмыслова (1901. № 5. С. 200-206; № 6. С. 249-254), «Препровождение праздничных дней по учению ислама» Н. Меркурьева (1903. № 2. С. 50-57), «Прародительский грех по учению Корана и его толковников и по учению Библии» (1903. № 3-7), «Мухаммеданское учение о происхождении человека» (1904. № 1. С. 20-38; № 2. С. 68-77) и «Мухаммеданское учение о происхождении человеческой души» (1904. № 4. С. 181-187; № 5. С. 203-209; № 6. С. 254-258) Я. Д. Коблова.

Среди статей этнографического характера примечательны: «Свадебные обычаи по казачьим селениям Троицкого уезда» свящ. Николая Сементовского (1881. № 5. С. 194-202; № 6. С. 234-240), «Глино-соломенные и земляные постройки» И. Невского (1897. № 7. С. 319-325; № 8. С. 353-360), а также статьи об инородцах края, напр., «Религиозное состояние нагайбаков прихода Фершампенуазского» свящ. Макария Софронова (1898. № 21. С. 835-839), «Калмыки Оренбургской епархии» Ф. Альметева (1903. № 5. С. 205-207).

Непреходящее значение имеют публикации по церковной истории края, в основном составленные по местным архивным источникам. Некоторые из них имеют общий характер, напр. «Краткая историческая записка об Оренбургской епархии и учреждении для нее духовной семинарии в г. Оренбурге» П. А. Позднева (впосл. еп. Николай, старообрядческий архиеп. Московский Никола; 1884. № 18. С. 679-690), «Историческая записка об устройстве и открытии в г. Оренбурге Епархиального женского училища» свящ. М. Руднянского (1889. № 19. С. 497-506), «Десятилетие Оренбургской духовной семинарии» прот. Ф. Дмитровского (1894. № 19-24), «Ограничение церковного самоуправления яицкого войска в прошлом столетии» И. А. Сперанского (1897. № 1. С. 17-25; № 2. С. 60-68; № 5. С. 197-205), «Очерки по истории Оренбургской епархии» (1899. № 9/10-18), «Общий взгляд на историю Оренбургской епархии» (1899. № 20. С. 747-765) и «Материалы по истории Оренбургской епархии» (1900. № 15. С. 600-605; № 16/17. С. 635-639; 1901. № 6. С. 261-268) Чернавского, «Учреждение в г. Оренбурге архиерейской кафедры» свящ. И. Кречетовича (1901. № 10-24), «Церковь и церковная жизнь Уральского казачьего войска в XVIII и первой половине XIX столетия» А. В. Соколова (1902. № 1-12), «Материалы по истории Оренбургской епархии: Оренбургское кладбище» П. Н. Столпянского (1903. № 18. С. 634-639). Тем не менее большинство исторических статей посвящено конкретным храмам и святыням: «Церковно-приходская летопись с. Травянского Свято-Троицкой церкви» свящ. Н. Виноградова (1875. № 2, 5, 7-17; 1876. № 16, 20), «Сведения о православных и единоверческих церквах Уральского войска» В. Н. Витевского (1878. № 10. С. 337-348; № 11. С. 380-383; № 13. С. 432-442; № 14. С. 466-470), «Оренбургская градская Свято-Троицкая церковь: (исторический очерк по преданиям и документам)» свящ. Иоанна Разсыпнинского (1886. № 15-18, 23, 24), «Воскресенская походная церковь в Оренбурге - подарок Петра Великого калмыцкому тайше» Королёва-Антошечкина (1888. № 16. С. 506-513), «Церкви г. Оренбурга в прошлом столетии» И. А. Сперанского (1897. № 22. С. 826-832; № 23. С. 879-887; № 24. С. 943-948), «Несколько новых данных из начальной истории Александро-Невского собора г. Уральска» свящ. И. Кречетовича (1901. № 1-7).

Большая часть биографических статей и воспоминаний посвящена местным деятелям, напр. «Первый Оренбургский епископ, а впоследствии Тобольский архиеп. Амвросий Келембет» прот. Александра Сулоцкого (1874. № 11; 1875. № 9-12), «Воспоминания о И. И. Неплюеве» прот. С. Семёнова (1874. № 1. С. 30-33; № 3. С. 103-105; 1875. № 3. С. 94-102), «Преосв. Михаил [Добров], еп. Оренбургский и Уфимский» Р. Г. Игнатьева (1882. № 11-15, 17, 18/19), но встречаются и биографические публикации о лицах, не связанных с Оренбургским краем, напр. «Воспоминания о преосв. Варлааме, архиеп. Черниговском и Нежинском» (1873. № 14, 15, 17-22, 24), «Воспоминания о высокопреосв. Макарии [Булгакове], митр. Московском» Г. С. Рыбакова (1883. № 2. С. 51-62).

Среди мн. статей по народному образованию наиболее общий характер имеют «Начальное народное образование: Школы грамоты» (1890. № 2, 4, 6, 9, 12, 13, 17, 19-24) и «С. А. Рачинский и его примерная педагогическая деятельность» (1891. № 18. С. 594-606; № 19. С. 639-650; № 20. С. 673-686) Полетаева, «Известия и заметки по народному образованию» С. С. Никольского (1896. № 2-6, 8, 10, 13/14, 21, 23; 1897. № 1, 5, 8, 12, 16, 17, 24), «Десятилетие церковноприходских школ Оренбургской епархии (1885-1895)» свящ. Владимира Покровского (1896. № 22, 24; 1897. № 3-5).

В качестве приложений к «О. е. в.» издавались: «Катихизические поучения» свящ. Иоанна Тернова (1887), «Записки по философии» В. И. Обухова (1889), «Слова, беседы и поучения на воскресные и праздничные дни» (1890-1892), Отчеты о деятельности Оренбургского Михаило-Архангельского братства (1890-1905), «Программа школы для крещеных инородцев восточной России» Н. И. Ильминского (1895), «Акты собрания депутатов от духовенства» (1915), «Проповеднический листок» (1916-1917), «Церковно-школьный листок Оренбургской епархии» (1916-1917), сборники проповедей и отдельные поучения, руководства по садоводству и пчеловодству, списки церковноприходских школ епархии и программы учебных предметов, отчеты Об-ва вспомоществования нуждающимся учащимся и Миссионерского об-ва, списки служащих в духовно-учебных заведениях епархии, ведомости епархиального учебного совета и др.

С апр. 1917 по дек. 1918 г. вместо «О. е. в.» выходила газ. «Оренбургский церковно-общественный вестник», в апр.-авг. 1917 г. (№ 1-34) - дважды в неделю, далее - еженедельно; в 1917 г. вышло 52, а в 1918 г.- 42 номера (Андреев. Христианская периодика. Т. 2. С. 21). Редакторами были Чернавский и свящ. Д. М. Кононов при участии секретаря консистории И. И. Архангельского, свящ. Д. А. Нассонова, еп. Мефодия (Герасимова; впосл. митрополит Харбинский) и др.

Издание ежемесячного ж. «О. е. в.» было возобновлено в апр. 1999 г. (с 2012 «Ведомости Оренбургской митрополии»).

Лит.: Никольский С. С. 25-летие (1873-1897) издания «Оренбургских ЕВ» // Оренбургские ЕВ. 1897. Отд. неофиц. № 19. С. 673-683; № 24. С. 962-969 (отд. изд.: Оренбург, 1897); Чернавский Н. М. Оренбургские ЕВ // Тр. Оренбургской УАК. 1903. Вып. 12. С. 153-189; он же. 30-летие издания «Оренбургских ЕВ»: (К 200-летнему юбилею печати) // Оренбургские ЕВ. 1903. Отд. неофиц. № 2. С. 57-68; Андреев. Христианская периодика. № 470, 471, 564, 797.
Прот. Александр Троицкий
Ключевые слова:
Журналы церковные Периодические издания Русская Православная Церковь. Духовное просвещение «Оренбургские Епархиальные Ведомости», официальное издание Оренбургской епархии
См.также:
«ВЕСТНИК ВОЕННОГО И МОРСКОГО ДУХОВЕНСТВА» до 1910 «Вестник военного духовенства»
ВЛАДИВОСТОКСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ «Владивостокские епархиальные ведомости», выходили в 1903-1917 гг. 2 раза в месяц
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
«ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом в 1864 г. по ходатайству еп. Владимирского свт. Феофана Затворника
«ВОЛЫНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный указом Святейшего Синода 16 дек. 1866 г.
«ВЯТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, был разрешен к изданию Синодом 17 июля 1862 г.
«ГОЛОС ПРАВОСЛАВИЯ» ежемесячный журнал, издававшийся в Берлине Германской епархией Московской Патриархии в 1952-1954 гг. на рус. языке
«ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ» журнал, издававшийся в 1860-1911 и 1915-1917 гг. в Москве, в 1912-1914 гг. в Сергиевском Посаде